Площадь Регистан


Несомненно, площадь Регистан, на которой проходит международный музыкальный фестиваль «Шарк тароналари» привлекателен своей историей о расположенных здесь величественных и неповторимых минаретов и медресе. 

Медресе Улугбека, Шердор и мечеть-медресе Тилля Кори являются редким примером архитектурного искусства Самарканда. Сама площадь Регистан по праву считается символом Узбекистана.

Медресе Шердор был построен в 1619-1636 годах по инициативе правителя Самарканда Ялангтуша Баходира, мечеть-медресе Тилля Кори в 1646-1660 годах. А медресе Улугбека был создан по инициативе самого Улугбека в 1417-1420 годах, в своё время оно было знаменитым высшим учебным заведением.  Стены медресе Шердор покрыты цитатами из Корана, а на входном портале изображён герб Самарканда – тигры с солнцем на спине нападающие на стройных газелей. Что же хотел передать этим изображением зодчий этого здания мастер мулла Абдужабборов?

 

 

Известный учёный, академик Пулат Зохидов в своей книге «Меъмор олами» («Мир архитектуры») о росписях на стенах медресе Шердор пишет следующее:

Самаркандский учёный Абу Тохирхужа в книге «Самария», написанной в 30-х годах XIX века, допустил мысль что смысл изображения на портале медресе тесно связан с созвездиями так широко распространёнными в мусульманской астрологии. Фигура солнца совмещена с созвездием Тигра, а лучи солнца предотвращают его нападение на газель.  Будто сам свет защищает жертву. Данная композиция создана на основе астрологии.

По мнению специалистов, Ялангтуш Боходир изображён в виде самца тигра. Его туловище указывает на год рождения Ялангтуша Боходира по двенадцатилетнему животному циклу, а голова тигра говорит о знаке зодиака. Это означает, что Ялангтуш родился в 1576 или 1578 году 15 августа. Смысл двух родинок на образе человека изображённого на солнце расшифровывается так: человек может стать совершенным только тогда, когда его язык и сердце станут одним целым. 

Здесь стоит отметить, что родинка во все времена считалась знаком совершенства.

По мнению некоторых учёных, зодчий Ялангтуш Боходир на века запечатлев на портале медресе изображения тигра и солнца, газелей и знаков совершенства, отобразил тем самым могущество своего правления, красоту и величие Самарканда.

Каждый образ на стенах медресе имеет свой смысл. Краткая философия данной композиции такова: интеллигентные люди стремятся к духовной непорочности, а через неё достигают совершенства.